Увеличение грузооборота автомобильного транспорта общего пользования в десятой пятилетке в значительной степени зависит от дальнейшего развития и совершенствования форм и методов такой услуги, как организация междугородных перевозок. В настоящее время удельный вес их в общем грузообороте по Минавтотрансу РСФСР составляет более 30%. На междугородных перевозках грузов применяют две системы работы автомобилей: сквозную и участковую или систему тяговых плеч. Прогрессивной формой является система тяговых плеч, при которой обеспечивается круглосуточная перевозка грузов. Скорость их доставки значительно возрастает.
Из множества исследований видно, что организация междугородних перевозок по системе тяговых плеч позволила в 3 раза сократить сроки доставки грузов по сравнению с перевозкой по железной дороге. Также она способствует экономический эффекту от ускорения оборачиваемости оборотных средств 150 р. на каждые 100 т перевезенных мелкопартионных грузов. При этом производительность автомобилей на этих перевозках была в 1,5-2 раза выше, чем на сквозных перевозках. А себестоимость перевозок на 10-15% ниже. Сокращение потерь времени на погрузочно-разгрузочные операции за счет применения тягачей с полуприцепами и прицепами обеспечивает улучшение технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава.
Система плечевых перевозок позволяет почти полностью использовать пробег автомобиля. Высокая эффективность организации междугородных перевозок по системе тяговых плеч обусловливает широкое ее распространение. На границах участков (на грузовых станциях) производится замена полуприцепов. Работа магистральных автопоездов осуществляется несколькими способами в зависимости от мощности грузопотока, его сбалансированности по направлениям, размера партии груза, доставляемой одному получателю. В случае сбалансированного грузопотока во встречных направлениях магистральные автопоезда после ночного рейса прибывают на грузовую станцию, где происходит обмен полуприцепов. После этого автопоезда отправляются в обратный путь.
В случае магистральных перевозок с кругооборотом полуприцепов магистральные автопоезда отправляются из двух пунктов назначения во встречном направлении. В каждом пункте назначения заготовлен дополнительный полуприцеп для обратного рейса прибывающего автопоезда. В случае регулярных организаций междугородных перевозок больших партий груза магистральные перевозки сочетаются с перевозками, осуществляемыми местным парком полуприцепов. В этом случае порожние полуприцепы доставляются маневровым автомобилем-тягачом к месту погрузки. Со стоянки на месте погрузки груженые полуприцепы забирают магистральными автомобилями-тягачами. В осуществлении таких участвуют три организации, функции которых четко разграничены: ТЭП подготавливает грузы, АТП представляют автомобили-тягачи для их перевозки на закрепленных участках, диспетчерские службы следят за продвижением полуприцепов с грузами.
|