Организация централизованных перевозок создает благоприятные условия для применения таких методов, как экономико-математических методы маршрутизации грузоперевозок и планирования. Для разработки оптимальных грузопотоков и рациональных маршрутов доставки грузов автотранспортными предприятиями используются заявки, декадно-суточные графики. А также приказы-наряды и другие сведения о предстоящих перевозках грузов. Маршрутизация перевозок грузов представляет собой решение транспортной задачи на наилучшее сочетание ездок автомобилей, достижение минимума затрат, максимальной производительности автомобилей и ускорения доставки грузов потребителю. Для этого используются современные методы математического программирования и ЭВМ.
В результате решения задач по методам маршрутизации перевозок достигается сокращение непроизводительных порожних пробегов подвижного состава, повышение качества обслуживания предприятий и организаций и сокращение транспортных издержек в народном хозяйстве. Данный вид услуг является высокоэффективным методом организации перевозок грузов. Задачи по маршрутизации перевозок грузов относятся к классу экстремальных задач, при решении которых используются методы линейного программирования. По заданному критерию из множества возможных вариантов отбирают оптимальный. То есть такой, при котором значение основной функции в зависимости от условия задачи достигает максимума или минимума.
При выборе такого типа услуг, как методы маршрутизации грузоперевозок, за критерий оптимальности могут быть приняты транспортные затраты, себестоимость перевозок. А также коэффициент использования пробега автомобилей, общий пробег автомобиля и время доставки груза. При этом критерий оптимальности часто принимают минимальный пробег подвижного состава. Это связано с тем, что при изменении расстояния перевозок изменяются издержки транспорта и себестоимость перевозок.
В общем виде задача методов маршрутизации перевозок формулируется следующим образом: при заданном множестве пунктов производства, пунктов размещения подвижного состава, пунктов потребления грузов, объемов поставок и ограниченных ресурсах подвижного состава требуется определить маршруты, при реализации которых будет получено оптимальное значение целевой функции. Комбинированный метод решения задачи маршрутизации позволяет эффективно решать одну комплексную задачу вместо двух самостоятельных; снижать трудоемкость разработки оптимального плана перевозок (отпадает необходимость в привязке маршрутов к АТП); составлять маршруты с нечетным числом ездок с грузом; увеличивать или уменьшать маршрут на одну ездку, а также заменять любое звено цепочки другим звеном с большим или меньшим расстоянием. В результате этого можно сократить или увеличить общий пробег по маршруту с учетом наиболее полного использования рабочего времени водителя автомобиля.
|