Телефоны: (74220) 7-33-42, (74220) 3-80-62

e-mail: disp@delta-kor.ru, dispet@delta-kor.ru
 

 
Тарифная система на грузоперевозки
 

Плановая цена транспортной продукции, установленная государством в централизованном порядке - это тарифная система на грузоперевозки. Цена на транспортную работу строится на основе общих принципов ценообразования на продукцию различных отраслей материального производства в социалистическом обществе. Устанавливаются  тарифы на основе среднеотраслевой себестоимости перевозок с учетом плановых денежных накоплений и расходов, необходимых для улучшения и расширения деятельности предприятий. А также для стимулирования прогрессивной организации транспортного процесса. Известно, что себестоимость перевозок представляет собой сумму затрат, приходящихся на единицу транспортной продукции.

Затраты на транспортировку грузов состоят из постоянных и переменных. Тарифная система на грузоперевозки является необходимой составной всего процесса данного характера. К постоянным затратам на транспортировку грузов относятся затраты, которые производятся на начальных и конечных  пунктах  и  связаны с формированием грузопотоков, подготовкой грузов к перемещению, затариванием их, складированием и производством погрузочно-разгрузочных работ. К переменным относятся затраты, зависящие от характера перевозок, размера партии груза, времени доставки, скорости перемещения. А также  ряда других факторов, связанных с видом транспорта и типом подвижного состава.

При увеличении расстояния перевозки доля постоянных затрат, приходящаяся на единицу транспортной работы - 1 ткм, уменьшается. Это приводит к снижению себестоимости перевозки. Эта особенность себестоимости находит отражение в тарифной системе на грузоперевозки, которые дифференцируются в зависимости от расстояния перевозки. Основную часть  (75-77%)  тарифов составляет   среднеотраслевая   себестоимость   перевозок. На автомобильном  транспорте в  состав  себестоимости   включаются только  затраты, вызванные работой   подвижного состава на линии, и накладные расходы АТП.

В связи с этим в себестоимости перевозок и в тарифной системе на грузоперевозки отражается только часть народнохозяйственных издержек транспорта. Издержки   автомобильного транспорта, связанные с погрузочно-разгрузочными работами,  строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, не находят отражения в себестоимости перевозок и учитываются отдельно. В связи с этим полная стоимость транспортировки грузов не совпадает с издержками транспорта, определяемыми по себестоимости перевозок. Это объясняется недостатками действующей системы ценообразования на транспорте. Кроме того, определение  среднеотраслевой  себестоимости, используемой для расчета транспортных тарифов при работе автомобилей в средних дорожных условиях, создает неравноценные условия  для  АТП выполняющих перевозки  на  различных дорогах.

Исследования, выполненные в ХАДИ, показали, что во избежание этих ошибок необходимо расчет себестоимости вести отдельно по статьям расходов с учетом установленных норм для средних дорожных условий и поправочных коэффициентов,  учитывающих реальные дорожные условия. Составной частью такого вида процесса, как тарифная система на грузоперевозки являются также денежные накопления, выступающие на транспорте в виде прибыли. Прибыль, получаемая АТП от перевозок, должна быть достаточной для уплаты первоочередных платежей в бюджет государства, образования фондов экономического стимулирования, удовлетворения внутренних нужд предприятий и их расширенного воспроизводства. В данном случае предусматривается относительно низкий уровень прибыли, так как себестоимость перевозок на этом транспорте наибольшая. По отношению к производственным фондам уровень прибыли на автомобильном транспорте представляет наибольшую величину, так как он менее фондоемкий по сравнению с другими видами транспорта.