Продукция общественного производства, предъявляемая к перевозке, делится на две основные группы: продукция, равномерно производимая и равномерно потребляемая в течение года и продукция, производимая сезонно и потребляемая равномерно. Виды грузов первой группы включают в себя большую часть промышленной продукции и продукцию строительного производства. Ко 2-й группе относится продукция сельскохозяйственного производства, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности. Такое деление грузов на группы позволяет обоснованно решать вопросы доставки и рационально формировать мощ¬ности различных видов транспорта в единой транспортной системе народного хозяйства. Решение этих задач, в свою очередь, связано с оптимизацией распределения капитальных вложений между различными видами транспорта.
К грузам промышленного производства относится вся продукция, которая производится на промышленных предприятиях и поставляется на другие предприятия для дальнейшей переработки или на склады предприятий, пристанционные и портовые склады. К этим видам грузов относятся также сырье и материалы, необходимые для производства. К грузам сельскохозяйственного производства относят всю продукцию колхозов, совхозов и аграрно-промышленных комплексов. К грузам строительного производства относятся грузы, завозимые на строительные объекты с предприятий строительной индустрии, внутристроительных, пристанционных и портовых складов. А также грузы, вывозимые со строительных площадок (грунт, строительный мусор и др.).
К торговым грузам относятся все товары, которые завозят в торговую сеть с промышленных и сельскохозяйственных предприятий и организаций, с заготовительных пунктов, оптовых баз, складов и т.д. Все виды грузов, предъявляемые к перевозке, классифицируют на группы по определенным признакам. В зависимости от характера погрузочно-разгрузочных работ, определяемого физическими свойствами грузов, различают навалочные, сыпучие (перевозимые по ма¬се), штучные (в таре или без тары), жидкие (в таре) и наливные грузы.В зависимости от массы их делят на штучные массой до 250 кг, массой до 400 кг в бочках, на катушках или в рулонах и грузы большой массы. По размерному признаку различают грузы нормальных габаритов, перевозимые в кузовах стандартных автомобилей, грузы крупногабаритные (более 2,5 м по ширине и 3,8 м по высоте), грузы длинномерные, выступающие более чем на 2 м за задний борт автомобиля, грузы, имеющие длину свыше 20 м, перевозимые на одном прицепе или полуприцепе, и грузы длиной свыше 24 м, перевозимые на двух и более прицепах.
В зависимости от степени опасности для обслуживающего персонала встречаются следующие виды грузов: малоопасные - песок, кирпич, глина и т. п., легковоспламеняющиеся - нефть, бензин, ацетон, кинопленка и др., пылящие и горячие - цемент, алебастр, мел, асфальтобетон и др. А также обжигающие жидкости - кислоты, щелочи и т.п.; сжатые и сжиженные газы в баллонах; отравляющие, радиоактивные и взрывчатые вещества. По трудности экспедирования все грузы согласно Прейскуранту 13-01-02 делят на 3 категории. В зависимости от категории груза за его экспедирование автотранспортному предприятию и водителям выплачивается надбавка.
Ещё одним критерием разделения на виды грузов являются условия их хранения. В связи с этим они делятся на устойчивые (хранятся обычно на открытых площадках) и неустойчивые к воздействию атмосферной среды (хранятся под навесами, в закрытых помещениях или на специальных складах и в специальных резервуарах). Для того чтобы обеспечить сохранность грузов во время погрузочно-разгрузочных операций и транспортировки, их упаковывают в тару. Тара, применяемая для этих целей, должна соответствовать требованиям ГОСТ или техническим условиям. Она должна быть достаточно прочной, легкой и компактной. Во время транспортировки и выполнения погрузочно-разгрузочных работ необходимо обеспечивать сохранность тары, так как она подлежит возврату грузоотправителю.
|